facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 6:44

Фотовыставка «Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в дюнах Куршской косы» открылась во Французском институте в Москве и продлится до 19 февраля 2017. На выставке представлены снимки, сделанные во время визита знаменитого французского философа и писательницы в Литву в 1965 году, и призванных продемонстрировать дружбу между Россией, Литвой и Францией.

Летом 1965 года Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар провели несколько дней на литовской земле. Их сопровождали двое известных представителей литовского литературного мира – Эдуардас Межелайтис, возглавлявший в те годы Союз писателей Литвы, и писатель Миколас Слуцкис. К группе литераторов присоединился 26-летний фотограф Антанас Суткус, который впоследствии признавался, что ему просто-напросто повезло сопровождать эту делегацию, в ходе которой ему удалось запечатлеть хронику поездки, восполнив серию фотографий, ставших уникальным свидетельством этого события.

«Эти кадры исключительны, потому что в тот период Западную и Восточную Европу разделял железный занавес, - отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в России Ремигиюс Мотузас. – Поэтому визит известного деятеля западной культуры в то время в Литву был поистине уникальным случаем».

На фотографиях запечатлена Куршская коса, которую называют «птичьим мостом» - по нему проходит древний миграционный путь птиц. Это одна из самых красивых территорий литовской земли, на сегодняшний день находящаяся в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам Антанаса Суткуса, местная природа произвела на Жан-Поля Сартра, типичного горожанина, особое впечатление. Философ тогда сказал: «У меня такое чувство, будто я стучусь в двери рая».

Стоит отметить, что в годы студенчества Антанаса Суткуса в советских учебниках бытовало литовское направление в фотографии. Полвека назад фотохудожник прославил литовскую фотографию сначала на весь Советский Союз, а затем и на весь мир. Главными героями работ Суткуса являются его сограждане, а темой – фиксация каждодневной жизни. Однако самым знаменитым его снимком по-прежнему остается портрет Жан-Поля Сартра. Фотография нашла место на страницах французских национальных школьных учебников и стала моделью для скульптуры философа, которая сейчас расположена в Национальной библиотеке Франции. Помимо этого, снимок оказался на обложках крупнейших французских газет, когда вся страна отмечала сто лет со дня рождения Жан-Поля Сартра.

«Помимо эстетического удовольствия, фотографии Суткуса рассказывают нам историю философа, - добавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России Жан-Морис Рипер. – Это был человек со своим взглядом на все – его и оспаривали, и любили. Он был попутчиком коммунистической партии и пытался построить диалог между Востоком и Западом. Его состояние отображено в этих фотографиях, где философ изображен в одиночестве среди дюн».

К слову, Антанас Суткус не ставил перед собой цель снять журналистский материал или хронику, его замысел состоял в создании серии психологических портретов писателей. Как говорил сам фотограф, он старался, чтобы Сартр не замечал его присутствия. Философ до последнего не подозревал, что молодой человек, «шныряющий» неподалеку, – фотограф, пока Суткус сам не раскрылся. Тогда Жан-Поль Сартр попросил юношу прислать ему то, что вышло, - не пропадать же добру. Часть фотографий была отправлена в Париж  и они понравились философу. После этого Суткус долгие годы получал поздравления от великого француза. Эта выставка – свидетельство того, что для искусства, для дружбы между народами и между отдельно взятыми людьми не существует границ и временных рамок.  

«Эта выставка является страницей в истории франко-литовской дружбы, - резюмирует Жан-Морис Рипер. – Когда Советский Союз начал разваливаться, Франция налаживала диалог с каждым из образовавшихся государств. Сегодня наши страны разделяют европейские стандарты равенства, взаимодополняемости и солидарности, что свидетельствует о приверженности наших народов к демократическим ценностям и правам человека. Эта фотовыставка - история дружбы между Россией и Францией. Я чувствую, что грядут тёмные времена: сильны националистические настроения. Но в рамках союза мы должны придерживаться принципов демократии».

Антанас Суткус – выдающийся представитель литовской фотографической школы. Родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй Каунасского района Литвы. В 1969 году стал одним из основателей Общества фотоискусства Литвы. В 1980-1989 годах занимал должность Председателя этого Общества. В 1997 году был награжден орденом Великого князя Литвы Гедиминаса 4-ой степени. В 1998 году стал лауреатом премии в области искусства, учрежденной правительством Литовской Республики. В 2001-2002 годах был лауреатом премии Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция), получил стипендию Фонда для архивации своих работ. В 2003 году стал лауреатом Национальной премии Литвы в области культуры и искусства. В 2006 награжден «Золотым крестом» президентом Польской Республики.

Сирийский вопрос стал сегодня средоточием напряженности между Россией и Западом, как недавно показала отмена визита Владимира Путина в Париж.

Чтобы обсудить ситуацию в Сирии, аналитический центр Обсерво при Франко-российской торгово-промышленной палате провел в Москве конференцию на тему «Сирийский фактор в отношениях между Россией и Западом: вызовы и перспективы», которая состоялась 10 ноября.

Эксперты центра Обсерво и приглашенные специалисты поделились своим видением развития ситуации вокруг Сирии и ответили на вопрос: как продолжение сирийского кризиса может повлиять на российско-французские отношения, и отношения между Россией и Западом в целом.

В ходе конференции выступили:

Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, с марта этого года консультант специального посланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, координатор работы над «Белой книгой» по Сирии, которую 28 октября Россия распространила в ООН.

Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД), ведущего российского аналитического центра, один из наиболее авторитетных экспертов - международников, специалист в области российско-американских отношений.

Игорь Деланоэ, заместитель директора аналитического центра Обсерво, доктор исторических наук, специалист по вопросам безопасности и отношениям между Россией и Ближним Востоком.

Арно Дюбьен, модератор, директор аналитического центра Обсерво при Франко-российской торгово-промышленной палате.

Справка

Франко-российский аналитический центр Обсерво был создан в начале 2012 г. по инициативе Экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты.

Миссия Центра Обсерво заключается в предоставлении углубленной экспертизы по России, а также в донесении до российских лиц, принимающих решения, реалий и текущей повестки дня современной Франции.

 

«Ежегодный доклад» (Yearbook) – это основной издательский проект аналитического центра "Обсерво" при Франко-российской торгово-промышленной палате, представляющий экспертизу текущей ситуации в России по широкому кругу вопросов: экономика, внутренняя политика и общество, регионы, внешняя политика и оборона, франко-российские отношения. Это уникальное издание объединяет статьи более пятидесяти известных экспертов и предоставляет полную аналитическую картину современной России. Каждый год доклад традиционно презентуется на Петербургском международном экономическом форуме, а также в ходе крупной франко-российской конференции в Париже.

Арно Дюбьен, директор центра Обсерво при Франко-российской торгово-промышленной палате сказал об издании: «Это глобальный проект, которого прежде не существовало. И нам показалось важным подготовить такой доклад для всех европейских руководителей, в том числе инвесторов, привлекая для этого все интеллектуальные ресурсы Центра. Поставлена амбициозная задача – дать как можно больше информации и анализа того, что произошло в прошедшем году в России в самых различных областях. Для того чтобы читатель, который или связан по бизнесу с Россией, или работает непосредственно в России, или интересуется этой страной, мог бы взять эту книгу и быть уверенным в том, что сможет найти все нужные сведения – будь то дата подписания контракта, показатели роста инвестиций, демографическая ситуация в российских регионах... Думаю, что и российским читателям будет интересно изучить книгу, в которой представлен взгляд на их собственную страну, ведь осознание «иного мнения» всегда способствует прогрессу».

Ежегодный доклад выходит на двух языках. Издание на русском языке вышло в июне 2015 года, его презентация состоялась на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ); французская версия вышла свет в октябре 2015 года и была представлена на конференции в Сенате Франции. Презентация Ежегодного доклада «Россия 2014» состоялась 24 апреля 2014 года (зал Рене Коти, Люксембургский дворец Сената), в Париже. Презентация Ежегодного доклада «Россия 2013. Взгляд Аналитического центра Обсерво» прошла 18 апреля 2013 года также в Париже.

 

В 2016 году издание на русском языке вышло в свет в июне, его презентация традиционно состоялась на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ); французская версия вышла в сентябре 2016 года. Кстати, этот год юбилейный как и для центра «Обсерво», который отмечает свое пятилетие, так и для всей франко-российской промышленной палаты – 20 лет работы.

Справка

Франко-российский аналитический центр Обсерво был создан в начале 2012 г. по инициативе Экономического совета CCI France-Russie.

Миссия Центра Обсерво заключается в предоставлении углубленной экспертизы по России, а также в донесении до российских лиц, принимающих решения, реалий и текущей повестки дня современной Франции.

Директор аналитического центра - Арно Дюбьен.

 

Франция снова аплодирует Чехову

Понедельник, 06 Апрель 2015 11:36 Опубликовано в На перекрестке культур

Французский режиссер Кристиан Бенедетти, известный нам картинами «Глубокие воды», «Отверженные» «Прежде чем потерять все», в последнее время посвящает себя изучению русской литературы. Взглянув на репертуар спектаклей Кристиана Бенедетти, заметно особенное влияние произведений Антона Павловича Чехова на творчество французского режиссера. «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» являются одними из самых востребованных и культовых постановок Бенедетти. Откуда же у французского деятеля искусства появился такой явный интерес к пьесам классика русской литературы?

Завершив обучение в Национальной консерватории драматического искусства в Париже, Кристиан Бенедетти проходит стажировку у Олега Табакова и Анатолия Васильева. Возможно, именно в это время у будущего влиятельного режиссера зарождается глубокое восприятие творчества А.П.Чехова.

С 2011 года в репертуаре Бенедетти появляются различные интерпретации знаменитых пьес Чехова.

В 2011 году на сцене театра-студии в Алфортвиле состоялась премьера спектакля «Чайка», с гастролями которой режиссер в дальнейшем ездил за рубеж.

На французском театральном сайте «spectacles.premiere.fr» была опубликована статья театрального критика Мари-Селин Нивиер, посвященная постановке Кристиана Бенедетти: «…В своей интерпретации пьесы режиссер представил русского классика во всем полете красок. Работа режиссера не может остаться незамеченной. Решение постановщика изумляет, приводит в неописуемый восторг. Бенедетти воплотил всю силу текста, выделив в нем самые актуальные темы для современного общества. В «Чайке» французский режиссер доказывает, что русский театр, особенно Чехов, не может сочетаться со словом «тоска» или «уныние». Театр Чехова полон чувств, света, юмора, жизни. Пьеса «Чайка» требует от актера самого сильного и яркого проявления артистического искусства и театральности. Кто такой актер? Нужно ли ему цепляться за прошлое или производить переворот настоящего? Могут ли чувства и искусство быть единый целом? Именно этими вопросами может задаться зритель во время действия театральной постановки Кристиана Бенедетти…»

Статья Джека Диона - директора сайта «www.marianne.net» «Чехов под соусом Бенедетти» посвящена второй постановке режиссера - «Дядя Ваня»: «…В пьесе А.П.Чехова автор отрицает традиционный взгляд на жизнь. Взрывной и гордый, автор пьесы оставил глубокий след в мировом театре, по мнению Бенедетти. Быстрый ритм и темп (которые совершенно не мешают восприятию) сменяется паузами , моментами , когда все останавливается. На несколько секунд актеры перестают играть и остаются неподвижными. Создается впечатление, что оказываешься в старинной картине. Это впечатляет. Произведение Чехова становится от этого особенным, еще более волнующим и богатым, но одновременно и более тревожным, это можно резюмировать такой фразой: "Здесь нет смерти…здесь хуже…здесь нужно продолжать жить…».

Завершает знаменитую трилогию русского классика пьеса «Три сестры».

По оценке одной из ведущих французских газет «Lemonde» «…постановка Кристиана Бенедетти очень сильная и провокационная. Это не иллюстрация. Не воплощение. Не реконструкция. Нет! Это включение. Включение в чувства каждого. Не в мысли, а именно в чувства. Между желанием и неудачей, возможным и невозможным, между прошлым и будущем актеры Бенедетти оказываются в интерпретации Чехова. Режиссер смог без особых финансовых затрат показать одновременную мягкость и жесткость текста, благодаря которым зритель может рассмотреть пьесу с разных сторон. Сплоченность актерского состава, трогательная атмосфера, созданная общими усилиями и желание играть и понимать персонажей Чехова не могли остаться незамеченными».

 

Статья была подготовлена по материалам следующих источников:

1.     http://www.lemonde.fr/culture/article/2013/11/29/actualite-et-acuite-des-trois-s-urs_3522550_3246.html

2.     http://www.journal-laterrasse.fr/trois-soeurs/

3.     http://www.marianne.net/theatre/Tchekhov-a-la-sauce-Benedetti_a87.html

4.     http://www.theatre-studio.com/fr/equipe-1/Christian-Benedetti.html

5.     http://spectacles.premiere.fr/Salle-de-Spectacle/Spectacle/La-Mouette-2410725/(affichage)/press

6.     http://www.mxat.ru/authors/directors/benedetti_christian/

 

Страница 2 из 4