facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 11:47

В этом году специальным гостем 8-го Фестиваля «Висла», который пройдёт с 21 по 28 мая в московских кинотеатрах «Пять звёзд на Павелецкой» и «Иллюзион, будет известный польский актёр театра и кино, сценарист, режиссёр и педагог Ежи Штур. В рамках посвящённой творчеству Штура ретроспективы фильмов будут показаны его лучшие режиссёрские и актёрские работы, а у московских зрителей появится возможность пообщаться с одним из самых популярных деятелей польского кинематографа.

В рамках ретроспективы состоится показ отреставрированной версии культовой польской комедии Юлиуша Махульского «Секс-миссия». Фильм, снятый в 1983 году завоевал сердца не только польских, но и зарубежных зрителей – в Советском Союзе он вышел на экраны в несколько урезанном варианте под названием «Новые амазонки». Фильм стал классикой польской комедии благодаря остроумным диалогам и оригинальному сценарию. Действие фильма начинается в 1991 году. Герои фильма – Макс (Ежи Штур) и Альберт (Ольгерд Лукашевич) – участвуют в научном эксперименте по искусственной гибернации людей. Проснувшись в 2044 году, они узнают, что пока они спали, на Земле произошла ядерная война, в результате которой на планете не осталось ни одного мужчины. Макс и Альберт решают любой ценой восстановить естественный «половой баланс».

Следующий, вошедший в ретроспективу фильм - «Любовные истории» (1997), в котором Ежи Штур обнаружил своё не только актёрское, но и режиссёрское дарование. Фильм стал вторым в режиссёрской карьере Штура и принёс ему признание на этом поприще, завоевав, в частности, Гран-при Фестиваля польских фильмов в Гдыне и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции. Одну из главных ролей в фильме исполнила Ирина Алфёрова. Картина состоит из четырёх новелл, в которых Штур поочерёдно разыгрывает четыре варианта прожитой жизни – в качестве научного сотрудника, священника, военнослужащего и вора. Каждому из них приходится предстать в пустой комнате перед лицом таинственного Анкетёра, чтобы отчитаться о своих жизненных выборах и умении проявлять чувства.

Следующая режиссёрская работа Штура - «Неделя из жизни мужчины» (1999) рассказывает о семи днях из жизни прокурора Адама Боровского, человека безупречного, но легко поддающегося соблазнам и влиянию других. Однажды он узнает, что его мать тяжело больна, а единственным шансом спасти её является дорогостоящая операция.

Четвёртый фильм Штура «Большое животное» (2000) снятый по рассказу Казимежа Орлося «Верблюд» наделал много шума задолго до своей официальной премьеры, благодаря сценарию, который написал мэтр польского кинематографа Кшиштоф Кесьлевски ещё в 1973. Неоконченный текст сценария отыскал в Висбадене Януш Моргенштерн, который стал продюсером будущего фильма, а обработку сценария, режиссуру, а также исполнение главной роли взял на себя Ежи Штур. «Большое животное» - это история банковского клерка и его жены, которые решают позаботиться о выброшенном из цирка верблюде. Оригинальная и аскетичная по своей форме картина поднимает проблему толерантности и борьбы за право быть верным собственным убеждениям.

На московских экранах появится также «Погода на завтра» (2003). Это блестящая общественно-политическая сатира, в которой Штур опять выступил в качестве режиссёра и исполнителя главной роли. Фильм рассказывает о столкновении героя с новой реальностью после долгих лет отшельничества.

В своих фильмах Ежи Штур пытается поставить диагноз польской действительности. Фильм «Хоровод»(2007) рассказывает о причудливом переплетении судеб разных людей, среди которых - изворотливый студент, который зарабатывает на жизнь тем, что пишет дипломные работы, его девушка, таинственная незнакомка и бывший агент спецслужб.

В программу ретроспективы войдёт фильм Яцека Копровича «Мистификация» (2010), в котором Ежи Штур блистательно исполнил роль известного польского писателя, художника и философа Виткацы. Действие фильма происходит в 1968 году. Главный герой фильма Лазовски (Мацей Штур), отчисленный из ВУЗа накануне защиты диплома, обнаруживает след, который может изменить историю. В ходе своего расследования он выясняет, что Виткацы не покончил с собой в 1939 году, как это представляла официальная версия. Молодой учёный получает возможность найти доказательства этой удивительной мистификации.

Заключительным аккордом ретроспективы станет показ нового фильма Ежи Штура «Гражданин» (2014), вошедшего в конкурсную программу фестиваля. В этом фильме Ежи Штур, со свойственной ему многогранностью, является одновременно режиссёром, автором сценария и исполнителем главной роли. В одном из своих интервью он сказал, что вдохновением для сценария послужила его собственная жизнь. Герой фильма и современник Штура Ян Братек пытается найти своё место в жизни в ключевые моменты в польской истории, а зрители могут вместе с ним прожить всю его жизнь, начиная от детских лет и заканчивая зрелыми годами.

Зрители, которые придут на конкурсный показ, получат уникальную возможность побеседовать с режиссёром после окончания сеанса, поделиться впечатлениями и задать вопросы.

Перед Польшей всегда стоял вопрос: как быть с культурой непольских народов на «восточных территориях»? И на этот вопрос было всего два ответа: либо Польша признает украинскую и белорусскую культуру равноценной, и способствует их сохранению, либо присутствие этих культур признается за нежелательное в польском государстве, которому необходимо эти культуры максимально приблизить к польской, вплоть до полной ассимиляции.

Философская песнь: от Львова до Варшавы

Понедельник, 11 Ноябрь 2013 04:00 Опубликовано в Биноклиус

Львовско-варшавская школа философии яркой звездой блеснула на небосклоне польской науки. Периодом интеллектуального зачатия школы считается 1895 г., когда кафедру философии в Львовском университете возглавил ученик австрийского философа Франца Брентано Казимеж Твардовский.

Второй после Шопена

Вторник, 08 Октябрь 2013 04:00 Опубликовано в Биноклиус

Его называют  выдающимся польским композитором ХХ в. , и одним из самых значительных, творивших после Шопена. Выходец из глухой малороссийской провинции, наполовину поляк, наполовину немец, взойдя на музыкальный Олимп Варшавы, куда он приехал еще юношей, поступив в 1901 г. в местную консерваторию, он оставался на вершине славы долгие годы.

Страница 1 из 2