facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 11:17

17 июля в Посольстве Индии в РФ состоялось торжественное вручение призов Международного кинофестиваля в Мумбаи (Navi Mumbai International Film Festival) лауреату смотра – военно-историческому фильму Игоря Угольникова «Батальонъ», который был снят при поддержке Министерства культуры РФ и Российского Военно-исторического общества.

Картина уже стала обладательницей высоких наград на российских и международных кинофестивалях, среди которых: Всероссийский кинофестиваль «Виват, кино России», американский кинофестиваль The Honolulu Film Awards, Международный кинофестиваль в Джакарте (Индонезия), Всероссийский фестиваль актеров театра и кино «Созвездие» и многих других.

На Международном кинофестивале в Мумбаи, который является одним из самых престижных смотров Болливуда, в мае 2015 г. фильм «Батальонъ» был удостоен наград сразу в четырех номинациях – за лучший фильм, лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучшую режиссуру монтажа.

Убедительная победа отечественной кинокартины придала новый импульс развитию и укреплению культурного диалога между Индией и Россией. Болливуд, по праву считающийся центром кинематографического влияния в Южно-Азиатском регионе, подтвердил большой интерес индийской публики к российскому кинематографу.

Кроме того, отношения между Россией и Индией переживают небывалый подъем, о чем свидетельствуют ряд соглашений и договоров, заключенных на последнем саммите БРИКС, в том числе по линии культуры. Об этом и многом другом говорил в своей торжественной речи лауреат кинофестиваля в номинации «за лучший фильм», автор идеи и генеральный продюсер картины Игорь Угольников: «Мы дорожим многовековой историей российско-индийских отношений. Мы помним и ценим тот огромный вклад, который индийское кино внесло в укрепление культурного диалога между СССР и Индией. И сегодня мы с восторгом наблюдаем, что Болливуд не остается в стороне от выработки трендов, определяющих пути развития мирового кинематографа.

Хочется верить, что успех нашей картины повысит интерес южно-азиатских кинопрокатных компаний к отечественным фильмам и поможет открыть им дорогу в индийские кинотеатры». В завершении своего выступления Игорь Угольников поблагодарил всех своих коллег за высокопрофессиональную работу, которая, по его словам, была бы невозможной без веры в общее дело.

Представители Генерального консульства РФ в Мумбаи Насибуллин Данил и Висаева Луиза рассказали собравшимся, как проходило закрытие кинофестиваля в Мумбаи. «Мы были непосредственными свидетелями триумфа удивительной ленты «Батальонъ»! Направляясь на это мероприятие, мы были уверены, что фильм Игоря Угольникова и Дмитрия Месхиева будет тепло встречен индийской публикой в силу традиционно дружеских отношений Индии и России.

Однако то, что мы увидели после показа картины и вручения наград, было приятной неожиданностью – несмотря на очевидные различия культур, «Батальонъ» был с невероятным восторгом воспринят как жюри кинофестиваля, так и простыми зрителями. Люди аплодировали стоя и не сдерживали эмоций, сочувствуя судьбе этих женщин. Члены жюри подходили к нам, чтобы выразить свое восхищение. Это событие было в самых положительных тонах освещено в индийских СМИ.

Нам также было приятно получить главный приз в номинации «лучший художественный фильм» от знаменитого болливудского актера Джеки Шрофа! Мы уверены, что сегодняшнее мероприятие внесет огромный вклад в культурное сотрудничество Индии и России. А МИД России, в том числе Посольство России в Индии и Генконсульство России в Мумбаи всегда готовы поддержать такие замечательные начинания!» - подытожил Данил Насибуллин.

Вручал награды победителям Посол Индии в РФ, господин П.С.Рагхаван. В своей торжественной речи Посол отметил: «Для нас большая честь вручать награды создателям картины, получившей признание на кинофестивале в Мумбаи! Действия фильма «Батальонъ» происходят в очень тяжелое для России политическое время. И на фоне этого сложного периода хочется особенно отметить храбрость русских женщин.

Поражает уникальность личности главной героини картины – Марии Бочкаревой, которая после отраженных в фильме событий побывала в США, затем в Великобритании, потом вернулась домой, где ее ждала расплата ценою в жизнь... Я думаю, что показ этой картины в Индии внес свой вклад в российско-индийские отношения!»

На торжестве присутствовали российские и индийские дипломаты, представители Министерства культуры РФ, члены съемочной группы «Батальона», среди которых были замечены актриса Мария Кожевникова, сценарист Илья Авраменко (лауреат кинофестиваля в Мумбаи в номинации «лучший сценарий»), режиссер монтажа Мария Сергеенкова (лауреат кинофестиваля в Мумбаи в номинации «лучшая режиссура монтажа»), креативный продюсер Евгений Айзикович, исполнительный продюсер Александр Малинкович и многие другие.

В рамках вечера состоялся показ фильма «Батальонъ». После просмотра картины гостям были предложены блюда индийской кухни.

Чествование создателей «Батальона» в Посольстве Индии в РФ стало ярким событием, способствующим укреплению кинематографических связей между Россией и Индией.

Торжественная речь генерального продюсера фильма «Батальонъ» Игоря Угольникова на вручении призов Международного кинофестиваля в Мумбаи в Посольстве Индии в РФ

Уважаемый Посол! Дорогие друзья!

Рад приветствовать Вас в стенах Культурного Центра имени Джавахарлала Неру в Москве!

Прежде всего, от имени всей съемочной группы картины «Батальонъ» и от себя лично хочу поблагодарить жюри Международного кинофестиваля в Мумбаи за высокую оценку нашей работы и присуждение нам наград сразу в четырех номинациях - за лучший фильм, лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучшую режиссуру монтажа.

Как когда-то известный русский купец, путешественник и писатель Афанасий Никитин совершил первую русскую экспедицию до Бомбея (прим. ныне Мумбаи), оставив нам в наследие блистательный эпистолярный образец - «Хождение за три моря», так и сегодня, женский батальон Бочкаревой дошагал до Мумбаи и одержал там триумфальную победу!

Для нас эта победа имеет важное, я бы сказал, стратегическое значение. Болливуд, начиная с 40-х годов XX века, является авторитетным центром культурного влияния как в Южно-Азиатском регионе, так и во всем мире. И мы с восторгом констатируем, что современная Индия не остается в стороне от выработки трендов, определяющих пути развития мирового кинематографа.

Мы дорожим многовековой историей российско-индийских отношений. Мы помним и ценим тот огромный вклад, который индийское кино внесло в укрепление культурного диалога между СССР и Индией. Сегодня, когда отношения между нашими странами вновь переживают небывалый подъем, мумбайская победа «Батальона» придала новый импульс к взаимодействию в сфере кинопроизводства. Хочется верить, что успех нашей картины повысит интерес южно-азиатских кинопрокатных компаний к отечественным фильмам и поможет открыть им дорогу в индийские кинотеатры.

Что касается меня лично, то свою награду я хотел бы посвятить всем женщинам России! Женщины на Руси - соль нашей земли. Об их милосердии, жажде жизни, глубине нравственного поиска слагались легенды во все времена. И я считаю эту «женскую» победу важным этапом не только в жизни картины, но и в российско-индийских отношениях в целом. Благодарю всю съемочную группу за высокопрофессиональную работу, которая была бы невозможной без веры в наше общее дело! Спасибо всем, кто прожил с нами эти два сложных съемочных года, вложив в картину много сил, энергии, и, конечно, души! 

 

Фото: chip-top.ru

10 апреля Культурный центр Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России совместно с Институтом философии РАН провел презентацию просветительского цикла лекций «Российские индологи об Индии».

Приветственное  слово к собравшимся произнес директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов. По его словам, русский образ Индии, индийской культуры начал формироваться еще в XV веке и восходит к знаменитому «Хождению за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. На протяжении длительного периода контактов между нашими народами сформировались настолько доверительные отношения, что можно с уверенностью сказать: Россия и Индия глубоко и основательно близки друг другу, и прежде всего в том, что культура и в нашей, и в индийской традициях  превалирует над цивилизацией. Разумеется, мы не закрываем глаза на технологические достижения современности, но формирование техносферы не является для нас самоценностью. А.Гусейнов подметил интересный факт: по его словам,  в личностном плане среди российских востоковедов  индологи более дружны, чем те, кто изучает Китай или  исламские страны, и образуют своеобразную научную общину.

Посол Индии в России Пунди Шринивасан Рагхаван, открывая цикл лекций, заметил, что ему близка и понятна  концепция цикла лекций, задуманного российскими востоковедами из крупнейших научно-исследовательских и учебных институтов страны.  В России традиция изучения Индии насчитывает много веков.  Первые свидетельства об Индии появляются на Руси по некоторым сведениям еще в домонгольский период, однако настоящий пик интереса к этой стране возникает позже, в ХV-XVIII веках. Имена исследователей и путешественников Филиппа Ефремова (1750-1811), Рафаила Данибегова (конец XVIII в.), Петра Пашино (1838-1891) хорошо известны интересующимся историей становления российско-индийских отношений. С именем Герасима Лебедева (1749-1817) связано становление российской индологии как науки и основание первого драматического театра в Бенгалии. Теперь, когда философию и традиции заменили социальные сети, новый цикл лекций дает возможность открыть окно в Индию для молодого поколения. Посол выразил надежду, что подобное познание не ограничится 10 лекциями, предусмотренными программой.

С лекцией, посвященной предмету индийской философии и специфике ее восприятия на Западе и в России, выступила заведующая сектором восточной философии Института философии РАН, известный  российский специалист по индуизму и буддизму Виктория Лысенко. По её словам,  Индия всегда привлекала европейцев своими экзотическими чертами. Однако теоретическая мысль индийцев, этапы ее становления недостаточно хорошо освещены в европейской традиции. Причин этому несколько.

Прежде всего, постижение иной традиции начинается у любого человека не с чистого листа. Над каждым человеком довлеет культурный багаж его собственного образования и воспитания, полученного им с детских лет. Именно полученное образование обусловливает представление, которым мы руководствуемся, чтобы провести грань между «чужим» и «своим». Любая образовательная система основана на определенных ценностях. В российской истории  процесс становление образовательной системы как минимум с XVIII века неотделим от европоцентризма. Идеология и принципы европоцентризма породили предсказуемый подход к постижению культур Востока, получивший название ориентализма. Значительный вклад в разъяснение этого понятия внес американский мыслитель арабского происхождения Эдвард вади Саид (1935-2003), согласно которому научное востоковедение на Западе было создано не столько для понимания, сколько для «понимающего контроля».

Задача современных интеллектуалов заключается в том, чтобы преодолеть шоры подобного подхода, тем более что при всей непохожести двух культур Россию и Индию объединяет нечто большее – индоевропейская языковая матрица. Поэтому категориальный каркас мышления у индийцев и россиян отчасти имеет общие основания. Однако есть онтологические категории, которые с трудом могут быть восприняты европеизированным сознанием. Так, в рамках индийской философии особое значение играет категория небытия, из которого все вытекает и в которое всё возвращается. При этом, несмотря на отрицательную приставку, полного противопоставления терминов «бытие» и «небытие» не происходит. В отличие от европейской философии, традиции которой восходят к античности, логика размышлений индийских философов восходит не к математике (как, например, у ряда досократиков, включая Пифагора Самосского), а к лингвистике. Одним из предтеч современной структурной лингвистики, грамматики, семиотики и логики стал Панини (V в. до н.э.) и его труд «Аштадхьяи»(«Восьмикнижие»). Установлено, что в рамках индийской философии были рассмотрены многие вопросы логики и даже введено понятие, отчасти аналогичное европейской «философии» («даршана», что в переводе с санскрита означает «видение»).

 

В становлении предубежденного отношения к индийской философии на Западе известную роль сыграла концепция истории философии Г.Гегеля. В ее рамках все восточные традиции представляют собой нечто вневременное, вообще не имеющее отношения к философскому знанию. Такой подход привел к длительному забвению культурного наследия Индии и в отказе в праве на существование самому понятию «индийская философия». Такой подход привел к длительному забвению философского наследия Индии. Только начиная со второй половины ХХ века, для многих стало понятно, что чисто инструментальный подход в отношениях Запада и Востока ведет к усилению кризисных и даже катастрофических тенденций, как на региональном, так и на мировом уровне. Преодолеть такой подход можно лишь в процессе постоянного контакта по всему спектру наиболее актуальных вопросов современного человечества. Будущее за теми, кто в состоянии  понять необходимость культурного и цивилизационного разнообразия как основы для существования человеческого общества. У России, обладающей уникальным опытом объединения под одним кровом народов разных традиций, менталитета и культур, есть все возможности стать лидером этого процесса.

 

Авторы лучших проектов, развивающих малые города и сёла средствами культуры, поделились своим опытом 5 марта в Москве. 123 победителя первого Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» из 61 региона нашей страны представили результаты своей работы за 2014 год.

На один день музей-усадьба Коломенское превратился в культурную модель России. Представители домов культуры, музеев, библиотек и некоммерческих организаций из 61 региона России поделились своими достижениями на выставке проектов и доказали их эффективность во время открытых презентаций. Получив в 2014 году гранты от Фонда Тимченко, победители конкурса смогли за полгода провести фестивали и городские праздники, восстановить старинные памятники архитектуры и возродить традиционные народные ремесла.

Выставка проектов победителей «Культурной мозаики» - 2014 отразила все многообразие национальных традиций народов России и культурные особенности регионов. На экспозиции, разделенной на 9 зон, были представлены участники из всех федеральных округов нашей страны. Самой многочисленной была делегация из Приволжского федерального округа. Их представители сумели возродить производство уникальных сувенирных изделий, восстановить древние рецепты местной кухни, увлечь детей и молодежь культурными событиями. Наибольший интерес вызвал стенд «Новинская деревянная игрушка».

Во время деловой программы мероприятия победители 2014 года представили краткий отчет о своих результатах в формате открытых презентаций. Совместно с экспертами, победители проанализировали достижения и сложности в реализации проектов, отметили те, где конкурсантам удалось добиться наибольших результатов. Например, «Музей русского десерта» в Звенигороде на полученный грант приобрел оборудование, которое дало возможность не только возродить рецепты приготовления баранок-обварёнок, но и наладить процесс производства баранок как съедобного музейного сувенира. В городе Тотьма с помощью проекта «Кольцо исторической памяти» была организована система информационных стендов с QR-кодами. А организаторы проекта «Ты варися, солюшка-поморка» средства вложили в восстановление аутентичного производства выпаривания соли - полученная в результате ручной выпарки соль будет использоваться в различных санаториях Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы, а сам проект поможет создать новые рабочие места.

Елена Колесова, автор одного из проектов-победителей «Лето в неолите», считает существующий формат «Культурной мозаики» полезным опытом: «Интересно было посмотреть на проекты, когда всем только выдавали гранты, познакомиться. И тем более интересно было увидеть, чего добились победители за эти полгода. Когда мы обсуждали наши проекты уже на этом этапе, появлялись новые идеи по развитию и уверенность в том, что нам есть с кем их обсудить».

Ксения Геннадьевна Франк, Председатель Наблюдательного совета Фонда Тимченко, так оценила итоги первого конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл»: «Для нас важно, что лучшие проекты «Культурной мозаики» смогли не только интересно реализоваться, но и объединили вокруг себя местные сообщества. Культура воспринимается как ресурс и драйвер развития территорий, особенно сейчас. Вложение в культуру и развитие малых городов и сёл – это вложение в будущее России».

Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова, поздравляя победителей, отметила: «Уверена, конкурс был полезен всем его участникам, а не только победителям. Он привлек внимание к культуре российской глубинки, заявив о ценности местных инициатив и необходимости поддерживать их на всех уровнях. Конкурс подарил много ярких впечатлений и положительных эмоций. Важно, что в любом, даже самом отдаленном и труднодоступном населенном пункте России есть немало людей, которые готовы делать мир добрее, великодушнее и красивее».

В рамках мероприятия 5 марта были также вручены специальные призы. Лучших, на свой взгляд, из 123 победителей «Культурной мозаики» выбирали сначала модераторы площадок открытых презентаций, а потом - присутствовавшие на мероприятии журналисты. За наградами на сцену поднимались также и региональные журналисты, писавшие о проектах «Культурной мозаики».

Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сёл» организовал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Главная цель конкурса - поддержать культурные инициативы в малых городах и сёлах России, направленные на формирование многообразия, сохранение и развитие культурной среды места и региона. 5 марта было объявлено о продолжении «Культурной мозаики» в 2015 году. О номинациях, условиях, графике второго ежегодного Всероссийского проекта «Культурная мозаика малых городов и сёл» представители домов культуры, библиотек, музеев, некоммерческих организаций узнают в самое ближайшее время.

 

Буддизм – бесценное богатство России

Четверг, 05 Март 2015 09:19 Опубликовано в Биноклиус

 

Буддизм – одна из четырех традиционных религий России. Территориями распространения буддизма являются Калмыкия, Тува, Бурятия, и, частично, Горный Алтай, Забайкалье, Иркутская и Читинская область. Официальный статус в Российской империи буддизм получил в 1741 г. указом императрицы Елизаветы I.

Уже тогда российский буддизм явил несколько ярких личностей, оставивших заметный след в буддийской теологии.  Один из них – лама Дамба-Даржай Заяев, основоположник бурятского буддизма, получивший классическое религиозное образование в Тибете. Он сплотил вокруг себя разрозненные буддийские общины, монахов и учеников, и придал российскому буддизму более консолидированный и завершенный вид.

Считается, что лама Д.-Д.Заяев вернулся в наш мир после своей смерти в образе другого ламы – Даши-Доржо Итигэлова (оба родились в соседних районах Бурятии – Кяхтинском и Иволгинском, соответственно, с интервалом в 140 лет). Сегодня имя Д.-Д. Итигэлова пользуется заслуженным почитанием у российских буддистов, а в истории буддизма Восточной Сибири его личность занимает одно из видных мест.

Д.-Д. Итигэлов был не только теологом, но и неравнодушным к бедам отечества гражданским активистом. В годы русско-японской и Первой мировой войны руководимые им буддийские общества отправляли для нужд армии крупные денежные пожертвования, а на передовую были командированы буддийские монахи с навыками тибетской медицины. Наследие Д.-Д. Итигэлова – это философские и медицинские трактаты, множество работ по буддизму. В России действуют некоммерческие организации Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Д.-Д. Заяева и Институт Пандито Хамбо ламы Итигэлова для сохранения духовного наследия этих деятелей буддизма (1,2).

Еще одним известным представителем буддистской культуры был Эренджен Хара-Даван, калмыцкий историк и политический публицист, представитель идеологии евразийства. Евразийство зародилось в среде российской эмиграции 1920-х гг. в православной Болгарии, и объединяло в своих рядах этнических великороссов (Николай Трубецкой), малороссов (Петр Савицкий, о. Георгий Флоровский), поляков (Петр Сувчинский), грузин (Константин Чхеидзе), калмыков (Э. Хара-Даван).

Евразийцы предложили нестандартный на тот момент взгляд на русскую историю, усмотрев в ней наличие «романо-германского ига» в петровскую эпоху, в сравнении с которым более традиционное для российской исторической науки монголо-татарское иго выглядело более полезным и, в культурном смысле, более щадящим.

По мнению евразийцев, монголы придали славянскому элементу твердые организаторские черты, заложив основу будущей государственности России. Они признавали за Петром Великим совершение им технического прорыва в политике и экономики России той эпохи, но критиковали за параллельную насильственную вестернизацию российской культуры и быта.

Чингисхан в их толковании – завоеватель, который требовал лишь политического подчинения от покоренных народов, не покушаясь на их культуру, религию и национальные устои, в отличие от Запада, перепахивавшего сознание и перекраивавшего культуру подконтрольных стран. Полководческому гению Чингисхана Э. Хара-Даван посвятил специальную работу (3). В годы Гражданской войны Э. Хара-Даван эмигрировал в Югославию, где открыл первый в Юго-восточной Европе буддийский храм. Таким образом, появление буддизма на Балканах – заслуга представителя российской сангхи (буддийской общины).

Восточная Сибирь представляет собой самобытный синтез православной и буддийской культуры. Их границы прозрачны, и не исключают взаимного перехода из одной религиозной общины в другую. Среди восточносибирских православных немало бурят и тувинцев; среди буддистов – русских.

Межэтническое напряжение отсутствует. Яркой демонстрацией миролюбивого сосуществования православных бурят и бурят-буддистов может служить фигура Агвана Доржиева, буддийского интеллектуала, инициировавшего в 1909 г. постройку первого на европейском континенте буддийского храма – в Санкт-Петербурге. А. Доржиев оказал содействие российской экспедиции в Тибет, инициированной Петром Бадмаевым, крестником императора Александра III. П. Бадмаев – бурят, принявший православие, сторонник сближения Тибета, Монголии и Китая с Россией. А. Доржиев также желал видеть будущее Тибета с Россией, что вылилось в гармоничный союз двух бурят – буддиста и православного.

Полностью планам А. Доржиева и П. Бадмаева сбыться не удалось. В Тибете обосновались не русские, а англосаксы (П. Бадмаев загодя предупреждал об этом Александра III). Сейчас Тибет находится в поле внимания Соединенных Штатов, как «болевая точка» для давления на Китай. Антикитайская правозащитная риторика вокруг тибетской проблемы – визитная карточка гуманитарной политики Вашингтона в этой части планеты.

Это значит, что  идеи А. Доржиева и П. Бадмаева не устарели. Они лишь нуждаются в коррекции в соответствии с духом современной эпохи. В XXIв. имеет смысл говорить не о политическом, а о духовно-религиозном сближении России и Тибета. Тибет – мировой полюс буддизма, оказывающий влияние на буддийскую сангху (общину) всей планеты.

От Тибета территория буддизма простирается через Монголию, и, далее, в восточные регионы России, примыкая, через Алтай, к западносибирским областям. Россия, обладая богатой буддийской интеллектуальной традицией, располагая духовным наследием общепризнанных религиозных авторитетов этой религии, могла бы стать духовно-религиозным центром буддийского мира, привлекая буддистов из Монголии, Китая, Кореи и других стран.

Традиционный взгляд на Россию – это взгляд на православную державу, что совершенно оправдано. Буддисты составляют около миллиона российских жителей (менее 1%), но буддийские регионы России – это ее духовный трамплин в Центрально-Восточную Азию.

Для того чтобы буддийская духовно-философская традиция России оживленно развивалась и была интеллектуально востребованной, необходимо способствовать возрождению наследия российских лам, популяризировать его и сделать объектом внимания для научно-богословских кругов.

Духовного влияния можно добиться лишь посредством появления духовных авторитетов и  признанных религиозных учителей. Административными мерами рождение духовно прозорливой личности запрограммировать невозможно, но возможно создать благоприятную атмосферу для развития необходимых религиозно-интеллектуальных тенденций в российском буддийском обществе, создать благоприятные условия для получения буддийского образования в России, трудясь над повышением его качества. В духовной сфере нет предела совершенству, а буддизм все чаще привлекает жителей западного полушария.

 Потенциальные возможности российского буддизма гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Значительная доля мусульманского населения (вторая по численности после христиан) и наличие на территории России исламских святынь упрочивает авторитет России в мусульманском мире. Те же тенденции необходимо развивать в буддизме. Наличие буддийских святынь (в Бурятии - дворец Хамбо ламы Итигэлова, его нетленное тело и каменный лик богини Янжимы; в Забайкалье - восьмиметровая статуя Будды Грядущего и 200-летний Цугольский дацан (монастырский университет) способно повысить духовно-интеллектуальный авторитет России в буддийском мире.

 

1)       http://etegelov.ru

2)       http://vbuddisme.ru

 

3)       http://vlastitel.com.ru/chingis/hd/index.html

 

Страница 6 из 34