facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 2:03

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина совместно с Министерством культуры РФ, Министерством культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии и Посольством Италии в РФ предлагает вниманию зрителей масштабный и исключительный по своей значимости проект «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», представляющий 25 произведений, исполненных тремя величайшими живописцами. В Москве эти работы будут собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии.

ГМИИ им. А. С. Пушкина – это музей, который стремится в полной мере продемонстрировать своему зрителю, насколько велика история итальянской культуры. В прошлом году прошла выставка, посвященная творчеству Рафаэля Санти. Сегодня для посещения доступна экспозиция Джорджо Моранди. И проект, находящийся в разработке, также посвящен художникам Золотого Века Ренессанса, а именно представителям великого Венецианского искусства этого периода – Тициану Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе.

«Мы работаем не один год в направлении продвижения итальянского искусства в России, - отмечает временно исполняющий обязанности Посла Италии в России Микеле Томмази. – Музей им. А. С. Пушкина – основополагающий инструмент распространения нашей культуры среди россиян. Что меня поразило во время проведения выставки Рафаэля, так это огромные очереди людей, стоящих в мороз на улице. Трудно найти такую благодарную аудиторию. Усилия, затрачиваемые на организацию подобных проектов, российская публика заслуживает полностью».

Выставка предоставит уникальную возможность увидеть 25 работ, полученных из разных итальянских музеев, церквей и в небольшой степени из российских коллекций (Музея Пушкина, Эрмитажа и одного частного собрания). Тем не менее, одна из ключевых концепций проекта заключается в том, что произведения поступают из итальянских собраний, оценить которые, даже побывав в Италии самолично, не всегда представляется возможным. Таким образом, организаторы вынуждены справляться с разного рода технологическими и профессиональными трудностями, чтобы совместно с итальянскими партнерами иметь возможность осуществить задуманное и получить лучшие вещи, не случайно собранные вместе. Зрители познакомятся с произведением Паоло Веронезе из личного собрания музея «Воскресение Христа», которое впервые предстанет на выставке после тщательной и длительной реставрации, проведенной заведующей мастерской реставрации живописи ГМИИ Н. С. Кошкиной.

«У выставки есть одна завораживающая особенность, которую можно назвать своего рода профессиональной сенсацией, - рассказывает директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. – В собрание войдет одна вещь, новая не только для публики, но и для большого количества профессионалов. Композиция Тициана Вечеллио «Венера и Адонис» - одна из важнейших работ художника – была атрибутирована Викторией Марковой, чем мы очень гордимся, поскольку в наших стенах работает исключительно талантливый человек, умеющий распознать искусство. Виктория Эммануиловна, наряду с Томасом Далла Коста и Бернардом Айкемом из Веронского университета, выступит в качестве куратора выставки».

Почему выбор пал на этих трех живописцев? В тени Рафаэля и Микеланджело, то есть линии римско-тосканской, оказывается Возрождение Венецианской школы, ярчайшим представителем которого является Тициан.  И он справедливо занимает равное место среди великих гениев Ренессанса: Микеланджело, Рафаэля и Леонардо. Тем не менее, в римско-тосканком контексте творчество Тициана не раскрывается во всем своем своеобразии, так как линия венецианская начинается с некоторым опозданием по сравнению с Флоренцией, а потому носит совершенно иные черты. Остается лишь стержень, гуманистическая основа Ренессанса – высокое представление о человеке, то главное, что эпоха внесла в европейскую культуру последующих лет.

Окончательный феномен Венецианского Возрождения формируется в творчестве Тициана. Он добивается того, что становится главной фигурой в живописи Венеции к концу 30-х годов. К тому времени не остается никаких конкурентов и он создает многие свои важные вещи. Самое главное, что происходит в 30-е годы, – Тициана знакомят с императором Карлом V, который становится одним из основных его заказчиков. Но главным заказчиком художника был Филипп II – сын Карла V. Таким образом, Тициан – ключевая фигура XVI века с точки зрения истории искусства по многих параметрам. А в 50-е годы на арену венецианской художественной жизни выходят два гения уже нового поколения – это Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, который был младше коллеги на 8 лет.

«Получается интересная ситуация, - отмечает главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова. – Молодой Тициан, который всегда боролся за свое лидерство в Венеции, оказывается покровителем этих художников. Он даже одаривает Веронезе золотой цепью, признавая в нем своего наследника, продолжателя традиций. Тициан добился того, что его миропонимание стало ассоциироваться с Венецианской живописью, и приехавшие молодые художники, основываясь на том, что сделал Тициан, пошли дальше, не нарушая этой линии, которая дальше пошла в европейское искусство».

Именно Тициан впервые в истории живописи подошел к чистому холсту и сразу начинал писать. Этот метод работы красками впоследствии стал общепринятым. Без этих трех художников было бы невозможно творчество Питера Пауля Рубенса, Никола Пуссена, Диего Веласкеса и многих других. Заложенная ими линия идет вплоть до XIX века. 

 

1 марта в московском кинотеатре «Октябрь» прошла премьера российско-итальянской романтической комедии «Любовь Прет-а-порте». Организаторам мероприятия удалось собрать в одном месте почти всю отечественную Fashion-индустрию: известных модельеров, дизайнеров, фотографов и популярных моделей. Посмотреть «модный» кинопроект пришли именитые актёры, политики, общественные деятели. Среди присутствующих были замечены Роман Ротенберг, Вячеслав Фетисов, Эдгард и Аскольд Запашные, Лариса Удовиченко, Леонид Якубович, Иосиф Пригожин, Валерия, Александр Олешко, Эвелина Бледанс, Владимир Качан, Александр и Екатерина Стриженовы, Александр Носик, Влад Лисовец и многие другие. Событие стало знаковым и для московских итальянцев – посмотреть картину пришли представители Посольства Италии в России, итальянские бизнесмены и журналисты.

Перед показом в холле кинотеатра агентством «GильдиЯ» был организован backstage, погрузивший зрителей в атмосферу реальной подготовки модного показа под музыкальное сопровождение от ведущего диджея Русского Радио. Непосредственно перед началом фильма кинозал превратился в настоящий подиум - показ новых коллекций от Гильдии модельеров России привел в восторг даже самую искушенную fashion-публику.

Затем картину представили со сцены её создатели - продюсер и актриса Ольга Погодина, продюсеры Алексей Пиманов и Ульяна Ковалева, режиссёр Макс Нардари, Лариса Удовиченко, Михаил Химичев, Эдуард Радзюкевич, Армандо Пиззути и другие члены съемочной группы.

Вслед за представлением фильма певица Златослава исполнила главный саундтрек, после чего состоялся розыгрыш подарков от Росбанка. 

В картине «Любовь Прет-а-порте» любовь русской девушки и итальянского парня, работающего моделью на подиуме, переплетается с закулисьем мира высокой моды. Он - избалованный сын влиятельного отца. Она - одинокая москвичка, добившаяся всего самостоятельно. Он привык блефовать. Она не приемлет лжи. Встреча в Риме закручивает их жизни в клубок феерических событий…

Говорят, русские и итальянцы - безрассудны в любви. Так ли это? Ищите ответ в картине «Любовь Прет-а-порте»!

 

В отечественный прокат фильм вышел 2 марта. 

 

Журнал ITALIA – Made in Italy отмечает юбилей

Четверг, 15 Декабрь 2016 14:41 Опубликовано в События

Журнал «Italia», девиз которого звучит как «Amareall'italiana! Vivere all'italiana! Bere all'italiana!» («Любитьпо-итальянски! Жить по-итальянски! Пить по-итальянски!»), посвященный Италии, итальянцам и тем, кто влюблен в эту страну, отмечает 10-летний юбилей и выход долгожданного 100-го номера.

«Italia» занимает совершенно особую нишу – не часто вот так запросто встретишь в киоске издание, каждая строчка которого вот уже десять лет подряд пропитана неиссякаемой любовью к одной стране. Этот журнал своего рода путеводитель по миру «Первого сада Европы»: разнообразнейшие факты об истории и культуре, моде и стиле, кухне и дизайне, и многих других сферах жизни итальянцев пропитали страницы «ITALIA – Made in Italy». Однако это отнюдь не туристическое издание. Его цель – пробудить у читателя любовь к Италии и поддерживать интерес постоянной аудитории, поэтому каждый новый номер, будто кекс, полон изюминок.

«Я, коренная итальянка, каждый месяц покупаю и читаю этот журнал, - рассказывает директор Представительства Итало-Российской торговой палаты (CCIR) в Москве Мариза Флорио. – И мне даже стыдно признавать, но с каждым номером я открываю для себя что-то новое и интересное. Журнал действительно удивительный». 

Десять лет – это серьезный возраст, а тем более для издания. За это время кризисы едва поспевали сменять один другой, а скачки курсов валют построили такую диаграмму, что впору горным цепям Гималаев. Кстати, это и стало причиной того, что политические и экономические темы журналом, по возможности, обходятся стороной: их показатели и статусы такие изменчивые, а «Italia» дорожит устоявшимися испокон веков традициями и неизменной культурой Италии.

Но с другой стороны, десять лет – это только начало. Журнал вот-вот встал на ножки, чтобы смело вступить во взрослую и, несомненно, успешную жизнь. И немалую роль в этом сыграла благодарная российская аудитория, среди которой оказалось немало тайных поклонников синьорины Италии. 

«Сто номеров – это действительно большая цифра, - говорит атташе по культуре и массовой информации Посольства Италии в РФ Филиппо Чинти. – Это говорит о двух вещах: во-первых, о том, что редакция проделывает колоссальную работу, и во-вторых, о той любви, которую россияне испытывают к Италии. Два этих элемента превосходно сочетаются, делая работу над изданием чрезвычайно важной».

В этот процесс вовлечено огромное количество людей разных национальностей, специальностей и талантов, объединенных, тем не менее, общим интересом – любовью к России и Италии. Работа над «Italia» привела уже не к одному контракту в сфере культуры обеих стран, и контакты регулярно ширятся и пополняются.

«Мы активно сотрудничаем с Россией, в частности в области культуры, - подтверждает генеральный директор Российско-Итальянского центра экономики и развития «ЧЕЗВИР» Рокки Малатеста. – Уже десять лет проходит Фестиваль российского искусства в Бари «Летний сад искусств», а также на днях в Москве завершился VII Фестиваль итальянского искусства области Апулия «Зимний сад искусств». И все эти десять лет, которые я так тесно работаю с Россией, меня поддерживает создатель журнала Нелли Ионкина».

В сентябре 2007 года вышел первый номер первого в России журнала об Италии «ITALIA – Made in Italy». Инициаторами и двигателями проекта выступили генеральный директор компании «Ital Travel» Нелли Ионкина и ее итальянский партнер, президент «Ital Travel» Джованни Апичелло, которого уже, к сожалению, нет с нами, но который, по словам его друга Нелли, «был человеком, влюбленным в Россию и желавшим показать россиянам ту Италию, которую он любил».

«Это их детище! – заявляет главный редактор «Italia» Лилия Виноградова. – Издатель издателю рознь. Издатель – это, в первую очередь, бизнесмен, который заботится о бизнес-успехе своего проекта. Но Нелли относится к журналу, как к своему ребенку. Я думаю, что дети ее порой обижаются, потому что она вся в нем: она его родила, и она его растит, не переставая привлекать для работы над ним новые силы».

Остается только пожелать журналу 200-го и 300-го юбилейных номеров. Да так оно и будет, пока «ITALIA – Made in Italy» не перестанет учить, а российская аудитория не прекратит желать «Любить по-итальянски! Жить по-итальянски! Пить по-итальянски!».

Италия в объективе документалистов

Пятница, 20 Ноябрь 2015 14:57 Опубликовано в События

12 ноября в кинотеатре 35mm прошла лекция филолога-русиста Франчески Лаццарин «Между антропологией и поэзией. Итальянское документальное кино прошлого и настоящего» в рамках кинофестиваля RIFF.

RIFF - Russia-Italia Film Festival (Российско-итальянский кинофестиваль художественного, документального и короткометражного кино)

Первоочередной целью кинофестиваль RIFF является укрепление культурного обмена между Россией и Италией. Программа фестиваля включает в себя как итальянские фамилии, которые успели проявить себя на региональных фестивалях Италии, так и имена наших соотечественников, снимающих кино про Италию.

Именно на фестивале RIFF можно познакомиться с лучшим итальянским документальным и короткометражным кино. К сожалению, данная активно развивающаяся на родине сторона итальянской культуры практически не доходит до российского зрителя. В дефиците у нас и авторское художественное кино, редко достигающее наших экранов.

В рамках кинофестиваля можно не только посмотреть фильмы, но и узнать о режиссерах, актерах, событиях и явлениях итальянской жизни.

Несмотря на довольно долгую историю документалистики в Италии, она по-прежнему уступает в популярности художественному кино. И бытует мнение, что документалка – это непременно фильм о дикой природе или некий ролик с архивными записями, которые сопровождает монотонный голос, вещающий из-за кадра. Но на деле, документальное кино – очень специфический жанр, включающий в себя не только познавательную функцию, но и яркий художественный характер.

И в Италии всеми силами борются с подобной точкой зрения, регулярно устраивая фестивали, ориентированные исключительно на документалистику. Число их растет и уже перевалило за 15 штук, самыми престижными из которых являются: Torino Film Festival, Trieste Film Festival, Pesaro Film Festival. И мало того, что эти фестивали посвящены документальному кино, так некоторые из них и ограничивают себя в «поджанре» и формате. Например, на Festival Visioni dal Mondo di Milano можно посмотреть фильмы исключительно о поездках в экзотические страны.

Несмотря на всю энергию и инициативность, брошенные в данное направление, дела с производством фильмов в целом в Италии обстоят не слишком гладко. Что уж говорить о «никого не интересующем» документальном кино? Отсюда такое количество итальянских экспатов: проблемы отечественного кинематографа заставляют молодых режиссеров бежать из страны и искать финансовую поддержку для своих проектов где-то на стороне. Не случайно подавляющее большинство итальянских документальных картин в последние годы было снято при поддержке областных или каких бы то ни было еще администраций. Благо, многие департаменты культуры готовы выделить средства для документального кино. Однако нередко случается и такое, что итальянские документалисты занимаются в некотором роде волонтерством, снимая фильмы задаром и подрабатывая на стороне.

Достаточно натерпевшись несправедливости, некоторое время назад наиболее известные итальянские режиссеры документального кино решили взять ситуацию под контроль и основали организацию «Итальянская ассоциация документалистов» (Italiadoc), где располагается база данных, содержащая всю информацию об итальянских документалистах и документальных фильмах.

«Итальянские режиссеры документалок многое предприняли, чтобы дальше иметь возможность заниматься своим любимым делом, - рассказывает Франческа Лаццарин. - Несомненно, они хотят, чтобы как можно больше людей увидели их работы, но даже сегодня, когда есть и YouTube, и Vimeo, осуществить их замысел по-прежнему непросто. Ведь надо, не чтобы фильм достиг зрителя, а чтобы зритель «достиг» фильм».

Обращаясь же к истории итальянского кинематографа, нельзя не упомянуть институт Luce. Он был основан во время режима Бенито Муссолини, во время фашистского двадцатилетия в 1924 году. И Муссолини, будучи человеком смышленым, сразу понял, что кино – это одно из самых мощных оружий. Он считал, что, для того чтобы итальянцы научились ценить режим и быть верными ему, необходимо распространять ролики известного содержания. И такие ролики были, и демонстрировались в кино перед началом сеанса. Мелькали среди них и экземпляры, предоставленные институтом Luce, воспевавшие подвиги Муссолини. С тех пор, говоря о Luce, итальянцы первым делом вспоминают громкий воодушевленный закадровый голос, сообщающий о достижениях итальянского вождя.

Что же происходит уже после окончания войны? После краха фашистского режима итальянские режиссеры все чаще стали обращаться к реальности, и не только с целью отобразить состояние послевоенной Италии, но и по той простой причине, что киноиндустрия была разрушена, вследствие чего снимать художественные фильмы не представлялось возможным. Война полностью опустошила страну: ни одна инфраструктура не функционировала. Обратившись к реальности, многие режиссеры впоследствии стали известными неореалистами.

Итальянский неореализм — течение в послевоенном итальянском кинематографе, сложившееся под влиянием поэтического реализма Марселя Карне и Жана Ренуара и достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 год. Основные представители течения: Роберто Росселлини (Roberto Rossellini), Лукино Висконти (Luchino Visconti), Витторио де Сика (Vittorio De Sica), Джузеппе де Сантис (Giuseppe De Santis) — группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын дуче).

Неореализм стремился с максимально возможной достоверностью воссоздавать образы и воспроизводить атмосферу из жизни рабочего класса и городских низов. Съемка велась на природе. Кинокамера свободно передвигалась с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали. Часто фильмы основывались на реальных событиях. Упор делался не на отвлеченные идеи, а на чувства персонажей. Нередко фильм снимался без разработанного сценария, что позволяло по ходу создавать и менять диалоги. В съёмках зачастую принимали участие непрофессионалы. В неореалистических лентах отсутствует назидательный элемент; «маленькие люди» показаны с подчёркнутой симпатией, а их проблемы — с состраданием.

«В качестве примера я бы хотела привести фильма «Земля дрожит» (La Terra Trema, 1948) Лукино Висконти (Luchino Visconti), - продолжает Франческа. - Это шедевр. Хороший пример того, как документалистика повлияла на неореализм. Фильм основан на повести итальянского писателя XV века Джованни Верги «Семья Малаволья» (I Malavoglia). Это рассказ о простой жизнь рыбаков на Сицилии и, пожалуй, самый радикальный неореалистический эксперимент Висконти. Иностранцы, которые его посмотрели и с которыми я общалась, были в шоке, потому что, действительно, очень трудное кино. Режиссер решил, что персонажи должны говорить на аутентичном сицилийском диалекте, который даже я с трудом понимаю».

Лукино Висконти несомненно задался целью продемонстрировать все, как было, - без прикрас. Однако некоторые искажения реальности в его картинах все же присутствуют, так как Висконти, в отличие от коллег-неореалистов, не мог избавиться от своей невероятно сильной авторской установки, что играло роль своеобразного фильтра для передачи реальности.

Некоторое время спустя (в 50-х годах) камера попадает в руки настоящего «патриарха» документального кино - Витторио Де Сеты (Vittorio De Seta). Чем отличается фильмография Витторио Де Сеты от кино института Luce и неореалистов? Он совершил маленькую революцию в жанре документального кино: усовершенствовал прием, заключающийся в отсутствии художественных приемов. Это первый режиссер, «обнуливший» себя в своих картинах. Он первый режиссер, который стал снимать мир без собственного «я» в фильме. Кино без комментариев и без ассоциаций. Трудность в съемке подобных картин заключается в том, что необходимо жить рядом с их главными героями.

Витторио Де Сета был родом из Сицилии, однако никто там не жил. И в какой-то момент он решил вернуться к истокам, на свой родной остров, чтобы посмотреть на жизнь с совсем иного угла обзора (ведь Сицилия была очень бедным островом). С тех пор все фильмы Де Сеты про так называемый «потерянный мир». Что имеется в виду? 50-е годы - это период, когда война уже закончилась, а Италия постепенно восстанавливается и готовиться к экономическому буму. Где-то уже в начале 60-х годов в стране начал формироваться средний класс, что ознаменовывало собой неизбежное исчезновение деревенского уклада жизни. И Витторио Де Сета решил запечатлеть этот ускользающий мир. Он пишет о том, как важно сохранить это «негородское», «непромышленное» пространство. И ему удалось.

«Де Сета не идеализирует эту жизнь, он осознает, насколько она тяжела, груба и дика, но, в то же время, он признает ее целой культурой, которой суждено было кануть в лету, - поясняет Франческа Лаццарин. - Весь фильм снят в «прямом эфире». После того, как Витторио все отснял, он показал готовую картину жителями, ставшим главными героями фильма. Те были поражены и вынуждены признать, что, видимо, действительно их жизнь представляет собой какую-то ценность, есть в ней красота и поэзия. Режиссер помог этим людям осознать, что они являются носителями исчезающей культуры».

Из современных документалистов стоит отметить Андреа Сегре (Andrea Segre) и Алессандро Россетто (Alessandro Rossetti). Оба имеют много общего с Витторио Де Сетой в своем желании запечатлеть образ перемен.

Сегодня все чаще можно услышать, как итальянцы говорят о некоем неонеореализме. Это очередная попытка итальянских режиссеров вернуться к реальности и обратиться к миру, который исчезает.

 

Использованные материалы:

http://riff-russia.ru/

https://ru.wikipedia.org/

Страница 2 из 5