Фото: salamnews.org.
Вывод войск США и их союзников поставил Афганистан на грань очередного военно-политического катаклизма. Согласно заявлениям Пентагона, более 95% американского контингента уже покинули страну. Движение «Талибан» (запрещено в России) продолжает масштабное наступление: сейчас в его руках, по разным оценкам, находится от 40 до 80% афганских территорий. Особое беспокойство вызывает ситуация на таджикско-афганской границе. За последние несколько недель в Таджикистан прибыло более 1,5 тысяч афганских беженцев, а афганские военные несколько раз переходили границу с Таджикистаном, спасаясь от талибов.
Что ждет Центральноазиатский регион в ближайшие месяцы? Какое наследие оставили американцы в Афганистане и как будет меняться устройство страны? Ответам на эти вопросы была посвящена онлайн-дискуссия в Международном клубе «Валдай». В ней приняли участие бывший президент Исламской Республики Афганистан Хамид Карзай и спецпредставитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов.
Президент Исламской Республики Афганистан в 2004–2014 годах Хамид Карзай отметил, что конфликт в Афганистане представляет собой прямое последствие глобальной игры крупнейших мировых держав, но имеет региональное измерение. Успех процесса мирного урегулирования в этой стране будет определяться двумя факторами: решимостью афганцев в поиске компромисса и перспективами взаимопонимания крупнейшими державами – Соединёнными Штатами и Россией. В свою очередь, в Вашингтоне на практике убедились, что движению талибов невозможно нанести полное и окончательное поражение. В этих условиях устойчивый мир и перспективу стабильного развития может принести сотрудничество США со всеми странами-соседями Афганистана – Россией, Китаем, Ираном и Пакистаном.
Однако позиция президента США Джозефа Байдена вызывает у бывшего главы Афганистана вопросы. В частности, 9 июля во время своего очередного выступления в Белом доме он заявил, что Афганистан никогда не был единой страной, поэтому существование двух и более правительств здесь совершенно нормально. «Мы считаем, что это не просто оговорка. С подобной тенденцией необходимо бороться. Именно в попытках избежать подобной ситуации последние два-три года мы выступаем за присоединение всех наших региональных соседей к переговорам по мирному процессу в Афганистане. Когда я был главой государства, мы придерживались идеи единой страны. Манипуляции на эту тему недопустимы», - отметил Х.Карзай.
Экс-президент Афганистана считает, что за прошедшие два десятилетия в стране была введена новая система ценностей, включая Конституцию, где прописаны все права граждан, в том числе женщин, а также свобода слова и свобода печати. «Мы получили более образованное общество, чем раньше. При этом развитые страны, включая Россию, внесли значительный вклад в повышение гражданской сознательности и образования наших граждан, принимая на учёбу наших студентов. Благодаря этому в Афганистане получило стимул к развитию университетское образование. Наша задача – обеспечить мирную жизнь Афганистана и сохранить уже сформировавшуюся систему институтов», - подчеркнул Х.Карзай.
В свою очередь, спецпредставитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов рассказал, насколько вероятно достижение политического компромисса в этой центральноазиатской стране.
«Образно говоря, мы играем на всех полях, но не в азартные игры, а в шахматы. Наша основная задача – поддерживать контакты с обеими сторонами конфликта – сторонниками республиканской власти и талибами, а также по возможности воздействовать на них с целью формирования общей платформы, на которой возможно примирение», - заметил российский дипломат.
Можно ли сказать, что за последние два десятилетия движение «Талибан» изменилось и стало более склонным к поиску компромисса? По словам З.Кабулова, любой категоричный ответ на этот вопрос будет неверным. «Изменился весь мир, а не только талибы. Большинство людей с возрастом приобретает больше знаний и ума, но возможности меняются не в лучшую сторону. Конечно, руководство талибов наелось войны вдоволь, и в его рядах есть люди, склонные к мирным инициативам. Но любые уступки должны носить обоюдный характер», - заметил дипломат.
Кроме того, спецпредставитель президента России по Афганистану напомнил, что в рядах талибов немало «пассионарной» молодежи, которая не видела вокруг ничего кроме войны. «Они верят, что воюют за восстановление страны, и старшее поколение не может с ним не считаться. Основная опасность заключается в том, что, если эти радикалы не будут довольны условиями мира, они могут пойти на союз или даже влиться в ряды ИГИЛ (запрещено в России) и Аль-Каиды (запрещена в России), активность представляет собой угрозу остальным государствам Центральной Азии. По тому же пути может пойти уйгурское Исламское движение Восточного Туркестана (запрещено в России)», - пояснил он.
В то же время З.Кабулов подчеркнул, что у США «остались обязательства перед афганским народом». «Речь идет об оказании Соединенными Штатами и их союзниками необходимой финансово-экономической помощи, направленной на восстановление страны. На них лежит одинаковая социальная ответственность. Напомню, что между Москвой и Кабулом действует соответствующее соглашение, заключенное в 2014 году на десятилетний срок. При этом стороны обязаны следить за целевым расходованием этих средств. Ранее с этой целью огромные суммы выделялись огромные суммы, но следов этих трат никто так и не увидел», - пояснил спецпредставитель президента России по Афганистану.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs